Главная Статьи о гиревом спорте Характерные особенности этапа начального обучения в гиревом спорте


Характерные особенности этапа начального обучения в гиревом спорте

На этапе первоначального обучения гиревиков главной особенностью в восприятии материала является то, что начинающие спортсмены при оценке двигательных действий ориентируются в основном на форму движений, почти не воспринимая их динамическую или координационную структуру. В лучшем случае начинающий спортсмен способен на добросовестное копирование внешней формы движений при плохой координации движений туловища, рук и ног. Для этого этапа обучения характерно запаздывание в реакции гиревика на раздражитель: например, он не успевает реагировать на отклонение гири от вертикали в фазе фиксации, что вызывает лишние мышечные напряжения для приведения гири в положение равновесия. Отсутствие достаточной стабильности в движениях выражается в изменчивости всех основных характеристик: пространственных, динамических, координационных.

Важной особенностью первого этапа обучения является недостаточная координация функций отдельных систем организма гиревика, в частности мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой, что, естественно отражается на реакции организма на выполняемые упражнения.

Учитывая эти особенности, процесс обучения толчку гирь от груди на первом этапе мы рекомендуем строить следующим образом.

При изучении отдельных элементов техники следует опираться главным образом на зрительные представления, применяя элементарный показ и сообщая гиревикам только основные закономерности движений. Демонстрацию движений желательно осуществлять тремя способами: обычным, замедленным и ускоренным. Не следует подробно объяснять элементы техники движений, так как занимающиеся все равно их выполнить не смогут. Подробно останавливаться на скрытых механизмах движений также нет необходимости, поскольку спортсмены не смогут воспринять детали объяснения из-за недостатка знаний по вопросам техники толчка.

Выполняя движения, новички просто повторяют увиденное действие без какого-либо экспериментирования, стараясь только добиться максимального сходства с ним. При изучении элементов техники подбираются такие упражнения, двигательная структура которых сходна со структурой изучаемого элемента. Обогащению запаса двигательных навыков, которые затем могут быть использованы при изучении толчка гирь от груди, способствует применение толчка легкоатлетического ядра поочередно правой и левой рукой  с акцентом на более высокую траекторию полета, метания набивного мяча двумя руками от груди вперед-вверх (от партнера к партнеру).

В практике обучения и тренировки тяжелоатлетов широко применяется метод фиксированных положений. Атлет, имитируя подъем штанги (с металлической палкой или небольшим отягощением), останавливает движение и фиксирует его в определенной позе. Для начального периода обучения этот метод наиболее доступен.

Нами разработаны граничные позы для реализации метода фиксированных положений применительно к требованиям толчка гирь от груди в гиревом спорте (рис.1.).

а – исходное положение;     б – полуприсед; в – выталкивание;г – подседд – фиксация

Рис. 1. Граничные позы при обучении толчку гирь от груди:
а – исходное положение;     б – полуприсед; в – выталкивание;
г – подсед; д – фиксация
(выполнено на основе обработки видеоматериалов выполнения толчка рекордсменом мира  Паршовым М.).

Необходимо помнить, что не всегда использование метода фиксированных положений может дать только положительный результат. Например, для уточнения положения в полуприседе перед выталкиванием применяется остановка (фиксация положения), что позволяет определить позицию системы «атлет - гири» в нижней точке полуприседа. Однако необходимо обращать внимание на то, что при длительной фиксации этого положения может возникнуть ошибочное представление о выталкивании, где остановка является одной из грубейших ошибок.

Таким образом, использование метода фиксированных положений позволяет быстрее и эффективнее разучить кинематику движения, уточнить положение звеньев тела, но требует контроля над динамикой и общим ритмом движения.

Любая попытка выполнить упражнение в напряженном положении, с ограничением степеней свободы связана с «прочувствованием» движения. С целью ускорения процесса «прочувствования» на начальном этапе обучения используется прием «проводки по движению». После принятия спортсменом исходного положения гири на груди, тренер, стоя сзади-сбоку, контролирует одной рукой движение снаряда, а другой – движение таза. «Проводка по движению» подключается только тогда, когда спортсмен при опускании в полуприсед отводит таз назад и уменьшает тем самым отклонение туловища. Чтобы упредить падение гирь вперед-вниз, спортсмен вынужден дополнительно напрягать мышцы рук. В этом случае тренер рукой «принудительно» ограничивает движение таза назад.

Применение на начальном этапе обучения методов фиксированных положений и проводки по движению способствует развитию специфических ощущений гиревика.

Быстрая утомляемость начинающих спортсменов является основным препятствием для повышения объема и интенсивности нагрузки. В то же время новые движения на фоне утомления при обучении осваиваются значительно хуже. В связи с этим целесообразно в тренировку включать не более 1 – 2 новых или слабо освоенных упражнений. При определении количества упражнений необходимо учитывать явление положительного и отрицательного «переноса» навыков.

С этой целью для одной тренировки подбираются сходные по структуре группы упражнений, что усиливает тренировочный эффект обучения.

Оценивая индивидуально технику гиревика, не следует считать ошибкой такие отклонения техники от принятых норм, которые связаны с физической неспособностью атлета правильно выполнить упражнение. Например, начинающий спортсмен микросоматического типа способен правильно выполнить толчок с гирями весом по 24 кг несколько раз, но толчок с гирями по 32 кг он может выполнить с ошибками (дожим, глубокий подсед). В данном случае необходимо совершенствовать силовые качества гиревика.

Реализация индивидуального подхода строится на основе дифференцированной вариативной программы, обеспечивающей индивидуальную траекторию физического развития каждого занимающегося. При этом акцент педагогического воздействия направляется на дальнейшее развитие наиболее развитых, ведущих физических качеств и формирующих их морфофункциональных свойств при одновременном устранении явной диспропорции в развитии физических качеств.

«Опираясь на сильное, подтягивай слабое…» (В.В. Степанов, 1998). Здесь снова вступает в силу основной закон педагогической теории Коменского Я.А. «Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с природой – напрасное дело».

 

Всероссийская федерация гиревого спорта (ВФГС)
ВФГС

Международный союз гиревого спорта (МСГС)
МСГС

Вход



ГИРЕВИК ОНЛАЙН ВКонтактеГИРЕВИК ОНЛАЙН на YouTube

Случайная личность

Интернет-магазин Мастер силы - Тренажеры, оборудование, экипировка


Страхование спортсменов

Голосование

Кто посещает наш сайт? Выберите к какой категории Вы относитесь.
 


Учебное пособие по гиревому спорту с компакт диском