Главная Статьи о гиревом спорте Психологическая предстартовая подготовка спортсменов-гиревиков


Психологическая предстартовая подготовка спортсменов-гиревиков

Проблема. Процесс формирования умений и навыков вхождения в оптимальное предстартовое состояние (состояние боевой готовности) является крайне важной для современного спорта. Это объясняется тем, что одной из основных причин, мешающих спортсмену полностью реализовать свой потенциал, является неумение справляться с неблагоприятными предстартовыми состояниями, такими как стартовая апатия и стартовая лихорадка. Подход к подготовке спортсмена, основанный на знании возможностей человеческой психики, заслуживает самого пристального внимания, так как именно он содержит еще не использованные резервы повышения эффективности обучения и тренировки в спорте, а также в решении задачи вхождения в необходимое психическое состояние перед стартом.


Предстартовая подготовка гиревиковРезультаты. Предстартовое состояние – это эмоциональная реакция спортсмена, сопровождающаяся усилением и мобилизацией всех вегетативных функций организма (повышением пульса, ритма дыхания, обменом веществ), наступающая перед началом соревнований. А.Ц. Пуни выделил три формы предстартовых состояний: боевую готовность (оптимальное эмоциональное состояние), предстартовую лихорадку и предстартовую апатию (неблагоприятные эмоциональные состояния), объяснил их психофизиологические механизмы и описал признаки, их характеризующие. Наличие той или иной формы предстартового состояния, а следовательно, и признаков, его характеризующих, связано с определенным уровнем эмоционального напряжения. Состояние боевой готовности положительно сказывается на деятельности спортсмена в соревнованиях, позволяя ему максимально реализовать свои двигательные, волевые, интеллектуальные возможности. При состоянии боевой готовности атлет чувствует прилив сил, желание выступить отлично, в мышцах ощущается тепло. Предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать все свои возможности в условиях соревнований. При стартовой лихорадке, как правило, атлет сильно перевозбужден, его лихорадит, дрожат пальцы рук и нижняя челюсть, в движениях наблюдается суетливость. Часто длительное эмоциональное возбуждение спортсмена переходитв торможение (говорят: «спортсмен перегорел»). Стартовая апатия не позволяет спортсмену мобилизоваться, деятельность его осуществляется на пониженном функциональном уровне, спортсмен при стартовой апатии не в состоянии «выложиться». В гиревом спорте стартовая апатия проявляется у атлетов полным безразличием к состязаниям и нежеланием подходить к гирям. Таким образом, состояния, возникающие перед деятельностью спортсмена, не всегда способствуют эффективности его деятельности. В связи с этим требуется проведение мероприятий, направленных на уменьшение психической напряженности. Поскольку гиревой спорт по своей специфике является циклическим видом спорта, с достаточно большой продолжительностью работы в условиях соревновательной деятельности, соревнования играют значительную роль в жизни гиревика: в соревнованиях всегда есть соперники; выступление на соревнованиях оценивают судьи; гиревик располагает всего одной зачетной попыткой в каждом упражнении; соревнование может проходить в непривычных климатических, временных, метеорологических условиях и сопровождаться нежелательными воздействиями со стороны соперников, судей, зрителей. Психологическая подготовка гиревика к соревнованию нацелена на формирование у него такого психического состояния, при котором он может в полной мере использовать свою функциональную и специальную готовность для реализации в соревновании максимально возможного результата; противостоять многим предсоревновательным и соревновательным ситуациям, оказывающим отрицательное влияние и вызывающим рассогласование функций, т. е. проявить высокую надежность соревновательной деятельности.

Гиревику необходимо дать понять, что психологическая подготовка к соревнованиям поможет ему обрести перед стартом и в ходе состязаний то состояние, в котором он сможет наиболее полно реализовать все свои возможности для достижения высокого результата. Чтобы спортсмен подошел к началу соревнований в состоянии психической готовности и сохранил это состояние до окончания соревнований, ему необходимо сформировать конкретную и категоричную установку на определенный соревновательный результат (успешное завершение упражнений в соревнованиях, личный рекорд, лучший результат в подгруппе, высший результат в одном упражнении или победа в целом). Для этого, как и для достижения оптимального уровня эмоционального возбуждения, следует формировать потребность в достижении соревновательной цели.

В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его физических и психических качеств, этапов спортивного совершенствования возможны разнообразнейшие подходы к решению оптимизации стартового состояния и управления им.

Накопленные в психологической литературе данные свидетельствуют, что одним из самых эффективных способов оптимизации своего состояния путем формирования у себя навыков устойчивого сопротивления действию неблагоприятных факторов является психическая саморегуляция. Психическая саморегуляция – система действий человека, направленных на достижение и поддержание необходимого психического состояния, управление своей психикой. Обучение саморегуляции начинается с обучения самоконтролю. Неблагоприятные эмоциональные состояния проявляются в двух формах (иногда переходящих одна в другую): чрезмерного и недостаточного возбуждения. В процессе психической подготовки необходимо научить спортсменов анализировать свое состояние, правильно оценивать свои ощущения, сопоставлять их с функциональными возможностями двигательного аппарата. Спортсмен должен замечать любые проявления эмоционального перевозбуждения или подавленности. С этой целью ему следует в предсоревновательных и соревновательных условиях задавать вопросы самому себе: нет ли у меня непроизвольного напряжения мышц? как я двигаюсь, стою, сижу? как я дышу? какой у меня пульс?

Приемы саморегуляции можно разделить на две группы.

К первой относятся приемы, связанные с отвлечением внимания, мыслей от тех факторов, которые вызывают у спортсмена неблагоприятное эмоциональное состояние. Вторая группа объединяет приемы саморегуляции путем устранения (снижения) внешних проявлений эмоций. Первая группа приемов саморегуляции связана с переключением внимания и отвлечением от мыслей об исходе соревнования. Часто причиной возникновения состояния эмоционального перевозбуждения или угнетения являются мысли гиревика о возможном успешном или неудачном завершении предстоящего соревнования и его последствиях, о силе предполагаемых соперников, о собственном состоянии, об имеющихся пробелах в его физической и технической подготовленности и т. п. Для улучшения эмоционального состояния и экономии нервно-психической энергии спортсмен должен научиться сознательно переключать свое внимание, свои мысли на другие объекты, не связанные с соревнованием.

Если спортсмен переключит свое внимание, свою умственную активность на продумывание конкретных технических и тактических средств решения соревновательных задач, то тем самым он отвлечется от мысли о соревновании вообще, о возможной неудаче или большом успехе, т. е. от того, что вызывает эмоциональное напряжение.

Самоободрение применяется в том случае, когда спортсмен установил, что причиной его неблагоприятного эмоционального состояния являются неуверенность в своих силах, сомнения в возможности достижения запланированного результата. Чтобы снизить эмоциональную напряженность, спортсмену целесообразно думать о том, что он хорошо подготовлен, что его соперники находятся в тех же условиях и им не легче, чем ему. Он может припомнить свои успешные выступления на предыдущих соревнованиях, хорошие результаты, показанные на тренировке, и т. п. Самоубеждение направлено на повышение субъективной оценки вероятности достижения успеха. Спортсмен, тщательно анализируя свои возможности, возможности соперников и предполагаемые условия соревнований, доказывает себе, что его страхи и опасения не обоснованы, что он может и должен показать запланированный результат.

Следует сказать еще об одном, самом эффективном методе саморегуляции – самовнушении с использованием аутогенной тренировки или ее различных модификаций: психорегулирующей тренировки (А. В. Алексеев), психомышечной тренировки (А.В. Алексеев), эмоционально-волевой тренировки (А.Т. Филатов).

В основе этого приема саморегуляции лежит принцип использования словесных формул («Я совершенно спокоен. Завтра выйду на помост и завоюю золотую медаль, побью все рекорды…», «Я спокоен. Я уверен в своих силах. У меня все получится. Я готов к соревнованиям на сто процентов»). Самовнушением лучше начать заниматься за месяц до соревнований. Тогда оно будет восприниматься психикой как триггер – быстрое переключение из одного состояния в другое.

Использование способов саморегуляции помогают гиревику бороться с нарастающим психическим напряжением не только перед выходом на помост, но и во время выступления на соревновании.

Так, к примеру, в начале соревнования гиревик может «выигрывать» или «проигрывать» своим соперникам. Физиологические изменения здесь зависят от того, насколько верным оказался выбранный темп. Гиревику необходимо строго выдерживать ритмо-темповый рисунок двигательных действий на протяжении нескольких десятков подъемов гирь. Однако по мере утомления организма спортсмена ритм его движений изменяется. Начиная с девятой минуты, возникшие изменения в организме гиревика приводят к болям в мышцах, суставах, снижается их сила. Мысленно спортсмен сам себе задает вопросы: «Сумею ли я благополучно выдержать эти мучения?», «Не остановиться ли, а на следующих соревнованиях показать лучший результат?», «Мне нечего доказывать, кому какое до меня дело?». На подобные вопросы следует отвечать так: «Остановка и отдых мне не помогут, так как осталось совсем немного. Позже мне будет обидно, что я поставил гири раньше времени!», «Я еще могу, остальным, может быть, еще труднее, чем мне!». Этот период соревновательного времени отмечается нарастанием психологических нагрузок: от ощущения психологического дискомфорта до «борьбы на выживание».

Если соперник, чьи возможности расценивались как равные, опережает, то темп подъемов у гиревика может значительно упасть. В этом случае важно не поддаваться чувствам, не впадать в панику и продолжать выполнять подъемы в запланированном до начала соревнований темпе. И наоборот, если гиревик по количеству подъемов догоняет и перегоняет соперника со сходными данными или того, чей результат должен быть лучше, его показатели улучшаются. Иногда это сопровождается увеличением темпа, вызванным психологической уверенностью в себе. Часто в «борьбе на выживание», т. е. в том положении, в каком гиревик оказался из-за ошибочного расчета темпа подъемов или из-за недостаточной подготовленности к соревнованиям, помогает только сила воли гиревика и его психическая устойчивость.

Вторая группа приемов саморегуляци связана с произвольным расслаблением мышц, что снижает мышечный тонус, повышенный вследствие эмоционального напряжения. Спортсмен должен заранее научиться расслаблять мышцы рук, ног, туловища, лица, используя для этого специальные упражнения. Произвольная регуляция дыхания может оказать положительное влияние на эмоциональное состояние спортсмена. Изменяя произвольно режим дыхания, человек изменяет и режим своей психической деятельности. Поэтому дыхательные упражнения являются одним из простых и надежных методов, который может способствовать регуляции психических состояний гиревиков. В практике используются три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания.

В целях саморегуляции эмоционального состояния можно использовать специально организованную разминку, являющуюся важнейшим средством полной реализации высокого уровня тренированности гиревика. Разминочный подход к гирям позволяет спортсмену подготовить организм к предстоящим соревновательным нагрузкам, регуляции предстартового состояния, освободить от опасных и надоедливых сомнений, а также убедиться, что спортивная одежда и пояс не создают неудобств, что шнурки на обуви завязаны с нужным усилием.

Различные по характеру интенсивности и длительности упражнения, их разнообразные сочетания могут заметно изменить эмоциональнее состояние гиревика. В том случае, если наблюдается в большей или меньшей степени предстартовая лихорадка, необходимо проводить разминку с меньшей интенсивностью, в виде спокойного, но более длительного подъема гирь. Лучше это сделать в стороне от помоста и зрителей, чтобы избежать дополнительного возбуждающего влияния этих факторов. Время разминки зависит от индивидуальных особенностей гиревика и уровня возбуждения. Контроль за состоянием гиревика в этом случае осуществляется по объективным показателям: частоте дыхания и сердечных сокращений. Необходимо учитывать и субъективный фактор – самочувствие спортсмена. В случае стартовой апатии гиревики, наоборот, проводят более интенсивную разминку. Все это повышает возбудимость, улучшает настроение и снимает апатию. Разминка перед стартом с учетом эмоционального состояния – дело сугубо индивидуальное и учиться ее проводить гиревики должны в процессе тренировок и перед малоответственными соревнованиями.

У каждого гиревика есть свой комплекс упражнений, выполняемый перед выходом на помост. Он индивидуален и во многом зависит от степени подвижности отдельных суставов и эластичности мышц.

Разминка не должна вызывать чувство утомленности. При правильном ее проведении у спортсмена должно появиться желание соревноваться. Соревновательная разминка должна продолжаться немного больше, чем обычная, а заканчиваться она должна не менее чем за 5 минут до выхода на помост.

Некоторые гиревики предпочитают сделать несколько движений и ждать своего вызова на помост, полагая, что таким образом сэкономят энергию для поднимания гирь на помосте. Они считают пустой тратой сил разминочный подход к гирям или что-нибудь в таком роде. Но даже будучи хорошо подготовленными спортсменами, вряд ли они достигнут запланированного результата.

Большую роль в психологическом настрое гиревика играет его тренер. Хорошо зная мастерство и опыт подопечного и присущие ему психологические барьеры, он должен правильно воздействовать на спортсмена, настроив его на предстоящие соревнования. Особую роль играют педагогические воздействия тренера, направленные на оптимизацию психического состояния спортсмена на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки. В качестве таких воздействий могут быть использованы прикидки, контрольные выполнения программ, с помощью которых проверяется динамика роста подготовленности спортсмена к соревнованию. Для оптимизации психического состояния эти проверки организуются так, чтобы убедить спортсмена в правильности хода подготовки, в том, что необходимый уровень готовности будет достигнут к моменту старта. Для управления психическим состоянием спортсмена можно применять комфортные или дискомфортные тренировки. Такие тренировки могут вызывать у спортсмена либо чувство удовлетворения, легкости, снижать уровень психической напряженности, либо, наоборот, вызывать чувство неудовлетворенности достигнутым, стимулировать к дополнительным усилиям, повышать уровень активности и эмоционального возбуждения.

Особое значение для регуляции эмоционального состояния гиревика перед выходом на помост имеют словесные воздействия тренера. В форме доверительной беседы тренер должен убедить ученика в том, что у него нет достаточных причин и оснований для опасений за исход предстоящих соревнований, что он хорошо подготовлен и в состоянии выполнить стоящие перед ним задачи. Кроме того, тренер может использовать свой авторитет для внушения спортсмену всего, что он считает необходимым. При этом воля тренера должна на какое-то время подавлять волю спортсмена, преодолевать его сопротивление, рассеивать сомнения и страхи.

Активная голосовая поддержка и жестикуляция тренера и товарищей по команде, выкрикивание на соревнованиях возгласов типа «Держись!», «Давай, давай!», «Терпеть!», «Ты можешь!» и т.д. также помогают спортсмену собраться, войти в состояние боевой готовности.

Несмотря на важность помощи тренера в психологической подготовке спортсмена к соревнованиям, гиревик должен знать, что такой помощи может быть недостаточно для достижения им состояния психической готовности. Он сам должен активно заниматься собственной психологической подготовкой. Ведь только постоянная работа над собой формирует высокий уровень спортивного мастерства.

Выводы. 1. Изложенные способы воздействия на регуляцию эмоционального состояния спортсменов-гиревиков имеет своей главной целью помочь им полнее раскрыть свои возможности в спорте, поднять уровень спортивных результатов за счет совершенства механизмов психической регуляции и саморегуляции.


Обновлено ( 19.04.2016 22:36 )  

Всероссийская федерация гиревого спорта (ВФГС)
ВФГС

Международный союз гиревого спорта (МСГС)
МСГС

Вход



ГИРЕВИК ОНЛАЙН ВКонтактеГИРЕВИК ОНЛАЙН на YouTube

Случайная личность

Интернет-магазин Мастер силы - Тренажеры, оборудование, экипировка


Страхование спортсменов

Голосование

Кто посещает наш сайт? Выберите к какой категории Вы относитесь.
 


Учебное пособие по гиревому спорту с компакт диском